Эта статья про кросс-маркетинг. Что это за инструмент и как работает на самом деле.
Прежде чем напишу конкретику и инструкцию по применению, задайте себе 3 вопроса, чтобы не тратить лишнее время:
- Какие инструменты для рекламы вы используете, помимо известных рекламных площадок - яндекс директ, google ads, facebook, instagram, Вконтакте, одноклассники, авито?
Если вы сходу можете назвать другие, альтернативные каналы, в том числе бесплатные и партнерские - можете почитать для общего развития. Если не можете - то отложите дела и закройте мессенджеры на 10 минут - у меня к вам разговор.
2. Какую долю расходов занимает рекламный бюджет? Если больше 10%, то вы на игле… Уделите мне 10 минут и я помогу.
3. Если на 1 месяц отключить вашу рекламу, сможете ли вы обеспечить себя клиентами? пусть и не в том объеме, что при рабочей рекламе (реклама все таки супер важна), но хотя бы, чтобы не уйти в минус.
Интересно, что на эти вопросы отвечают отрицательно большинство Предпринимателей.
Если вы в их числе - кросс-маркетинг подходящий для вас инструмент.
Теперь по делу.
Кросс маркетинг - это инструмент для привлечения клиентов через партнерство с компаниями из смежных сфер, с кем вы не конкурируете и с кем у вас похожие потребности клиентов.
Для наглядности, объясню на кейсах.
Ресторан "Рулька" в Спб. Придумали конкурс и чтобы привлечь гостей в ресторан поучаствовать в конкурсе, привлекли 3 партнеров: сеть салонов красоты, загородный отель, магазин женского белья, и женскую обувь.
Эти партнеры нам дали половину участников конкурса. Остальную половину мы привлекли через таргетированную рекламу Вконтакте.
И я вам скажу, что бонусы от партнеров только усилили конверсию и реклама Вк нам обошлась дешевле, чем если бы партнеров и бонусов не было. Мы тестировали.
Чтобы больше не грузить - подробно расписывать не буду. Суть понятна.
Салон красоты в Москве. Чтобы увеличить средний чек и доходимость до салона, придумали новый продукт "Тест драйв услуг за 3500" - добавили 5-6 услуг, посчитали себестоимость, установили цену, чтобы не было минуса и небольшая прибыль.
И как мы привлекли клиентов? Конечно через партнеров!
Нашли 5 партнеров:
- Фитнес клуб - бонус 1 месяц абонемент в тренажерный зал.
2. Магазин женской одежды - сертификат на услуги стилиста бесплатно.
3. Чистка зубов у стоматолога
4. Комплект пробников минеральной эко косметики.
5. Сертификат на ужин в ресторане.
И все это клиент получает за 3500, если купит "тест драйв"
Суть и выгода партнеров в том, что им выгоднее дать нам бонус, вместо того, чтобы тратить деньги на рекламу. Фитнес клубу например, клиенты обходятся дороже, чем себестоимость 1 месяца в тренажерку.
Хорошо. Услуги в В2С это просто и понятно скажете Вы…
Вот вам кейс из В2В. А точнее из сферы инвестиций. Застройщик жилой недвижимости в Сочи "Инвест Сочи".
Мы привлекли в эту компанию 38 заявок от потенциальных инвесторов, с общим капиталом в 28 млн ₽
При том, что в "Инвест Сочи" есть отдел маркетинга, который постоянно крутит рекламу и привлекает лиды по цене от 2500 рублей.
Давайте разберем.
- Формат который мы готовили - это онлайн конференция по инвестициям.
2. Предложение рынку звучало так "Инвестируйте в недвижимость от 100 000 рублей"
Конечно, оффер очень привлекательный. Еще и недвижка в Сочи имеет спрос.
Много факторов было на нашей стороне.
Мы готовили конференцию "Доходные инвестиции от А до Я"
Можете посмотреть архивный сайт по ссылке:
https://dleonid.ru/investsochi/conf (если сайт где-то кривой, то строго не судите… он пережил пару переносов)
Собрали 20+ спикеров из разных тематик: фондовый рынок, инвестиции в бизнес, недвижимость, фин грамотность, инвестиции в недвижимость
Каждый из спикеров сделал рассылки и анонсы по своим ресурсам и так мы собрали 1800 регистраций.
Денег на рекламу потрачено - ноль. Только переговоры - только хардкор Конференция длилась 10 дней. Каждый день выступало 2 или 3 спикера. В среднем в прямых эфирах было 80-100 человек.
Представитель компании Инвест Сочи выступал в блоке "Инвестиции в недвижимость" и в конце выступления сделал предложение оставить заявку.
После эфиров, мы дожали часть заявок серией рассылок.
Признаюсь, конференция, это не новая история. велосипед мы не изобрели. Но сам инструмент, для сферы инвестиций в недвижимость, по крайней мере, в этой компании - новый и нестандартный. Деньги и инвесторы живые и реальные.
Теперь у вас есть понимание какие результаты дает кросс-маркетинг. Теперь внутрянка. Как это работает. Тут ничего сложного.
Нам нужно: - Выписать характеристики продукта/услуги
2. Выписать потребности клиентов
3. Выписать продукты и услуги, которые еще покупает наша ЦА и из этого составить список потенциальных партнеров.
Просто имейте ввиду, что партнеры должны иметь дополняющий продукт, а не конкурирующий.
И продукты должны закрывать потребности клиентов.
Например, когда учился у Паши Гительмана, видел кейс. Инструктор по плаванию привлекал клиентов из Секс-шопа. Я очень удивился, когда узнал Как.
В секс-шоп Люди ходят мы знаем зачем. Но мало кто задумывался, что плавание развивает выносливость. А выносливость очень нужна для мужчин, например, в постели :-) У секс-шопа есть клиенты мужчины. И им было предложено закрыть потребность в выносливости - на плавание.
Вот так, скрытая потребность ЦА была закрыта плаванием. Мужики просто бежали сломя голову к этому инструктору. Плавали, как никогда не плавали, платили деньги и были довольны.
Что вам надо теперь сделать, чтобы использовать эту информацию.
- Пересмотрите свой продукт. Опросите своих клиентов и найдите скрытые потребности
2. Узнайте, что они еще покупают для удовлетворения потребностей.
3. Устройте мозговой штурм с командой и придумайте идеи для партнерства со смежными сферами.
Раньше я думал, что креативность - это не навык, а некая особенность некоторых личностей, которые ходят в смешных шапках и больших толстовках. И у них обязательно есть татуировки и кеды.
В общем был такой стереотип у меня.
Потом я понял, что это навык. Потому что такие идеи я смог генерировать сам. А я вообще не креативный… У меня весь компьютер в эксель таблицах и все по полочкам, и по порядку.
Не скажу, что кросс-маркетинг это просто. Ржавый мозг надо сдвинуть с мертвой точки.
Культура "платить за рекламу" атрофировала в нас ту самую предпринимательскую жилку и нестандартное мышление.
Я не против рекламы. Она конечно нужна. Но зависеть только от одной платной рекламы нельзя. Надо распределять риски.